|
Особенности образовательного процесса
|
Содержание коррекционной работы
Одновременно с общеобразовательным процессом в детском саду осуществляется коррекционная работа..
Логопедическая коррекционная работа осуществляется по программе «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В.Тумановойв интеграции с комплексной программой. Цель программы: развитие правильной речи у дошкольников. Основной формой обучения являются логопедические занятия. Логопедические занятия проводятся с детьми из разных возрастных групп индивидуально или по подгруппам.
В коррекционном процессе участвуют все педагоги. Воспитатели ориентируются на рекомендации, индивидуальные и групповые консультации и задания учителя – логопеда. Воспитатели групп контролируют речь детей во время и режимных моментов, способствуют автоматизации поставленных или исправленных учителем-логопедом звуков, развивают мелкую и артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, расширяют словарный запас, совершенствуют грамматический строй и связную речь детей.
Нарушений речевого развития взаимосвязано с нарушениями психофизического и психического развития, поэтому участники коррекционного воздействия занимаются не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов.
Психологическое сопровождение
Педагог-психолог корректирует основные психические функции, развивает произвольность и навыки самоконтроля, создает среду психологической поддержки детям с нарушениями речи. Музыкальный руководитель развивает чувство ритма и темпа, речевое дыхание, слуховое внимание, способствует автоматизации звуков при разучивании и исполнении песен. Инструктор по физкультуре развивает общую моторику и координацию движений, умения по мышечной релаксации.
Коррекционная работа педагога-психолога направлена на психические и психофизические процессы, на эмоционально-волевую сферу
Вся коррекционная работа в учреждении осуществляется как в повседневной жизни, так и в процессе специально организованной деятельности, то есть на индивидуальных и групповых занятиях. Предварительно осуществляется диагностика детей. По результатам диагностики выявляются дети, нуждающиеся в индивидуальной помощи. На основе диагностики составляются индивидуальные планы коррекционной поддержки. Для детей с подобными нарушениями создаются подгруппы. Занятия проводятся вне непосредственно образовательной деятельности.
Предметно-развивающая среда по ФГТ
Групповая комната представлена тремя зонами:
- рабочая зона
- активная зона
- спокойная зона
Содержание уголков:
Уголок «Здоровячки»
Задачи: Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки, телесную рефлексию. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность детей.
Компонент дидактический
|
- Дидактические игры, направленные на знакомство детей с разными видами спорта;
- книги о спорте и ЗОЖ;
- альбомы и фотографии с известными спортсменами;
- картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта;
- картотеки игр: подвижных, малой подвижности; на развитие дыхания;
- картотеки гимнастики;
- зарисовки о последовательности выполнения упражнений, движений;
- рисунки детей о спорте.
|
Уголок конструирования «Строим сами»
Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).
Компонент дидактический
|
Компонент оборудования
|
- модели, схемы, чертежи, картинки различных построек
- фотоматериалы, иллюстрации городов, мостов, улиц и т.п.
- макеты города, железной дороги, улиц и т.п.
- альбомы
|
- наборы конструкторов: крупногабаритный, напольный, конструктор типа «лего», мелкий, средний;
- мозаики крупные, средние, мелкие;
- пазлы;
- строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины;
|
Уголок музыки «Веселые нотки»
Задачи: развитие музыкальных способностей и творческих проявлений; совершенствование навыка игры на металлофоне, гармошке, губной гармошке; развитие музыкального слуха, внимания, эмоциональной отзывчивости; приобщение детей к истокам народного творчества.
Компонент дидактический
|
Компонент оборудования
|
- музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство детей с музыкальными инструментами, музыкальным творчеством;
- фото, портреты известных композиторов,
- музыкальные книги, открытки.
|
- детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, детское пианино (игрушечное), бубен, губная гармошка, маракасы, трещотка, деревянные ложки и др.
- звучащие предметы- заместители
- музыкальные шкатулки, игрушки,
- микрофон;
-караоке.
|
Уголок театральный «Мы артисты»
Задачи: развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений; формирование навыков речевого общения, наиболее полного перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации; развитие творческого воображения и подражательности, работа над выразительным исполнением ролей; обучение использованию в речи слов и выражений, необходимых для характеристики персонажей.
Компонент дидактический
|
Компонент оборудования
|
- дидактические игры, направленные на развитие творческих, артистичных способностей;
- мини-сценарии детских постановок, праздников;
- тематические альбомы о театре;
|
- ширма;;
- костюмы, маски, атрибуты для постановки различных сказок;
- разные виды театра:
- пальчиковый;
- стержневой;
- кукольный;
- перчаточный;
- настольный;
- аудиозаписи детских песен;
- аудиозаписи различных звуков окружающего мира.
|
Уголок сюжетной игры «Мы играем»
Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.
Компонент дидактический
|
Компонент оборудования
|
- дидактические игры социально-нравственного характера;
- дидактические игры, направленные на знакомство с предметным миром и трудом взрослых;
- картинки с изображением различных трудовых процессов;
|
-атрибуты для сюжетно-ролевых игр; - наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: игрушечная бытовая техника, мебель, посуда, игрушки-орудия труда;
- разнообразные технические игрушки: заводные, инерционные, с с управлением;
- игрушки-персонажи, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей);
|
Уголок математики «Сосчитай-ка»
Задачи: развитие у детей математических представлений; совершенствование ориентировки в пространстве и на плоскости; развитие умения работать с геометрическим материалом.
Компонент дидактический
|
Компонент оборудования
|
- дидактические игры математического содержания;
- игры и пособия, направленные на развитие психических процессов;
- перфокарты;
- разнообразные головоломки;
- пособия для формирования временных представлений;
- занимательный и познавательный математический материал
|
- пособия и материалы для счета (комплекты цифр, математических знаков), геометрические фигуры, наборы геометрических фигур, счетного материала магнитной доски;
- измерительные приборы
|
Уголок речи и грамоты «АБВГдейка»
Задачи: развитие правильного физиологического дыхания, закрепление в речи чистого произношения звуков; обучение различным способам словообразования; формирование грамматически правильной речи.
Компонент дидактический
|
Компонент оборудования
|
- дидактические игры, направленные на развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи, развитие словаря, грамматического строя речи, для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
- картотека пальчиковых, коммуникативных, словесных игр;
- материал для звукового анализа и синтеза;
- серии сюжетных картинок;
- картотека предметных картинок
|
- предметы, пособия, игрушки для развития мелкой моторики, правильного дыхания, тактильных ощущений;
- фишки, разноцветные магниты для звукового анализа и синтеза;
- ковролин, разрезная азбука, кубики «Азбука», настенный алфавит, магнитная азбука
|
Уголок книги «В гостях у книжки»
Задачи: Освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.
Компонент дидактический
|
Компонент оборудования
|
- детские книги по программе;
- любимые книги детей (книги по интересам);
- сезонная литература;
- тематические альбомы;
- два-три постоянно меняемых детских журнала;
- словари
- портреты детских писателей;
- книги-самоделки (изготовленные детьми, детьми совместно с родителями);
- книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки
|
- стеллаж или открытая витрина для книг, стол, стульчик, мягкий диван;
|
Уголок краеведения
Задачи: всесторонне изучение родного города, края, страны; расширение области социально-нравственных чувств и ориентаций, пробуждение любви к родному городу, краю, России, воспитание патриотических чувств, чувства любви к родному городу.
Компонент дидактический
|
Компонент оборудования
|
- тематические альбомы: "Наш детский сад", "Наша семья", "Наш город" (образование, культура, спорт, медицина, заводы) "Наша область" (медицина, спорт, культура, образование), - художественная литература (стихи, рассказы, произведения о крае, России).
- флаг, герб России; Фотография президента РФ.
|
- мини-музей («Предметы русского быта»; «прошлое и настоящее посуды»
|
Уголок экспериментальной деятельности «Хочу все знать»
Задачи: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
Компонент дидактический
|
Компонент оборудования
|
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера, атласы;
- тематические альбомы;
- коллекции
|
- материалы распределены по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» ;
- природный материал: песок, вода, глина, камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.);
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.;
-
- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки
|
«Зеленый уголок»
Задачи: стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.
Компонент дидактический
|
Компонент оборудования
|
- дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира;
- модели строения растений, признаков живого, фенологических изменений в природе;
- альбомы, фотографии, иллюстрации, картины,
- рисунки о природе и поделки детей из природного материала;
- макеты
|
- живые объекты: комнатные растения,
- инвентарь для ухода за: лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, совочки, горшочки, передники, нарукавники;
- инвентарь для посадки семян и рассады;
- «огород на окне»
|
Уголок творчества «Умелые ручки»
Задачи: Развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.
Компонент дидактический
|
Компонент оборудования
|
- репродукции картин, скульптура малых форм, произведения графики, альбомы;
- схемы последовательного рисования предмета;
- альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись», «Гжель» и др.;
- дидактические игры для развития творческих способностей
|
- цветная и белая бумага (глянцевая с тиснением гофрированная, прозрачная, блестящая) картон, ватман, наклейки, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка;
- акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры разной толщины, цветные карандаши, , набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки угольный карандаш;
- глина, пластилин, тесто, наборы для детского творчества;
инструменты: кисти различные, ножницы, палитры, каркасы для лепки, доски для лепки, печатки, валик, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам;
- панно для выставки детских работ
- клеенчатые скатерти, разносы, банки, подставки
|
«Уголок уединения»
Задачи: обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы
Компонент дидактический
|
Компонент оборудования
|
- картотека релаксационных упражнений
|
- мягкая модульная мебель, подушки- игрушки;
- мягкие игрушки
- телефон
|
Таким образом, представленная нами модель предметно-развивающей среды создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие
|